Вернуться на главную » Творчество » Горе от ученья (фразы учителей)

Горе от ученья (фразы учителей)

От автора: в школе я записывал за учителями различные случайные выражения, а также их коронные фразы. Уже спустя года, многие фразы я слышал часто от разных людей, но в школьные времена мои уши услышали их именно от наших педагогов. В десятом классе, собрав такую оригинальную коллекцию, я вышел и прочитал рассказ «Горе от ученья» на дне Учителя. В актовом зале, кроме учеников, собрались все учителя школы.

День учителя в школе 922, 1996 год

Горе от ученья

Словарный запас каждого языка велик и разнообразен. У каждого человека есть также свой собственный состав слов и словосочетаний. Он возникает под влиянием общения этого человека с другими людьми, под влиянием профессии, рода занятий. Мы с вами выделяем из всего языка какие-то свои, понравившиеся нам слова, привыкаем к ним, используем чаще других в своей речи.
Начну я рассказ о тех людях, которые были мне ближе на протяжении школьных лет. Это учителя. У них особенно богат состав словосочетаний. Это связано не только с их грамотностью, но и с постоянной работой с детьми. Учителя выражают разные чувства, действия с помощью каких-то словосочетаний.
Записывая фразы разных учителей, я составил небольшой словарь, который можно продолжать и увеличивать. Вот, например, те фразы, которые употребляют учителя в какие-то отдельные моменты…
Например, чтобы начать урок, наш учитель по русскому языку говорит: “Открыли тетради, взяли ручки в ручки, записали число, тему урока” и так далее. После, чтобы все обратили на преподавателя внимание, она несколько раз повторяет: “Внимание-превнимание!” А наш бывший учитель по физике успокаивал всех ещё проще, например: “Успокой свои нервы!” “Не сплетничай!” “Встаньте, успокойтесь, сядьте” (словно экстрасенс какой-то), “Хватит дёргаться!” “Не корчись!” “Не надо ухмыляться!” И так далее. Короче, смех, да и только. Но если учесть то, что учитель физики успокаивал всех немного нервными для нас фразами, то учитель по ОЮЗ спокойно подтверждает свою правоту такими фразами: “Ты дурак или с детства так?” “Чёрти что и сбоку бантик!” “Я не зря тут язык ломала”. Ну, а чтобы всех запугать проверочной работой, она всегда говорит: “Проверочки свестишечки”. Другие же фразы закручены так, что кажется, такие и не придумаешь: “Дурак дураком и уши холодные”, “Одна извилина на троих – это мало”. А на истории мы слышим наверное самые смешные словосочетания: “Башку свою шлёп об парту, лежат глюки ловят, окосели, одурели, одна извилина осталась”, “Кошмарики на воздушном шарике”, “Присутствие всякого отсутствия”, “Танцы-шманцы-обниманцы”, “У него глаза 6 на 8”, “Сижу куру, раствор уёк, трава хаёк”, “Сдохнуть, усохнуть с вами” и так далее. Ну а чтобы урок был более плодотворным и понятным, наш директор, он же учитель по химии, произносит другие фразы: “Об этом ещё не скоро, и не надо торопить”, “Вот теперь самое, так сказать, интересное!”, “Это первое, теперь второе, тогда получится следующее”, “Все на месте?” Правда, этот учитель не запугивал нас контрольными, а даже наоборот: “На следующей недельке будет маленькая работка”. Учитель по алгебре же, в отличие от директора, тоже, правда, не пугает нас самостоятельными, только даёт предитоговые, предэкзаменационные… В начале урока учитель тоже любит произносить свои фразы: “Какие вопросы по домашней работе?”, “Больше трёх не могу поставить, с учётом домашней работы – три!”. В конце урока этот учитель или над нами посмеивается, или, наоборот, утверждает нашу нагрузку по математике, но всегда говорит: “Урок закончен, отдыхайте”. Когда отдыхать-то, от перемены осталось всего три минуты, и огромное домашнее задание.
Да, умеют учителя своими фразами нам досадить, вызвать смех; но для того, чтобы сказать что-нибудь приятное ученику, они придумывают фразы, которые не сразу нам понятны. Например, тот же учитель по русскому называл нас некоторыми ласковыми словами: “Солнышки вы мои”, “Гаврики”, “Ласточки”, “Пиявицы ненасытные”, “Ты враг литературы номер два”, “Умница”, “Дубарики” и так далее. И не поймёшь даже, хвалят тебя или имеют ввиду что-нибудь другое? Но что это, например, учитель по английскому всех неуспевающих называет “Хрюшами”, “Командой инвалидов”, или ещё проще – “Детский сад”. Обращения к нам учителя ОЮЗ звучат по-другому: “Мальчики, вы не выскакивайте из штанов, это некрасиво!”, “Вы детки готовенькие, воспитаненькие”, “Мели Емеля, твоя неделя”, “У кого выкатились шарики из головы?”, “Опять бобик нужен?”, “С вами кашу не сваришь”, “Болтушки Ивановны”, “Я вас очень напугаю”, “У меня даже затылочное зрение работает, не то, что боковое”.
У учителей существуют как привычные фразы, так и те, которые рождаются прямо на уроке. Их ещё назвать курьёзными. Например, на уроке физики в 8 классе происходили такие сценки:
— Сейчас за дверь выйдешь!
— Зачем?
— Узнаешь!

— Хватит дёргаться!
— Я не дёргаюсь…
— Ну а что ты делаешь?
— Я пишу…

Электромагнитом, ЗАМОЛЧИ, называется…

— Виноградов, к доске!
— Я Винокуров, а не Виноградов…
— Тогда спокойно!

— Хватит ухмыляться, вся из себя уже вылезла. Сейчас за дверью будешь ухмыляться!

— Максим, дать тебе что-нибудь пишущее?

На уроке литературы происходили следующие курьёзы:
— Запишите то, что на доске.
— А мы это уже писали.
— Повторение – мать учения! Завтра скажешь это на латинском языке, ищи во всех словарях!

— Запишите фамилию в тетрадь и оставьте полстраницы.
— Они у нас всё равно потом пустые останутся!
— Ага, я всё запомнила, я всё фиксирую, тебе два, ах ты ещё? Тебе две двойки!

— Ну хоть кто-то есть умный, не то что те, которые сидят и страдают. Дубарики.

— Сейчас будете свидетелями, как я Кудрявову за дверь выгоню, а ещё пройду по классу, и у кого не будет записана тема, тому два поставлю.
— А какая тема урока? (голос из класса)
— Ну что, все сговорились, что ли? Сейчас все двойки в журнал выставлю!

Напоследок перечислю ещё некоторые фразы учителя по истории: “Не было у бабы хлопот, купила порося”, “Назло маме отморозил уши”, “На ушах ходите второй урок”, “Была безрадостной любовь, разлука будет без печали”, “Бред сивой кобылы”, “Чтоб вас кошка лапой поцарапала”, “Щас побрею!”, “Так, здесь и конь не валялся”, “Из шкурки выскочит, но будет настаивать”, “Не чирикай”, “Про Фому один, про Ерёму другой”, “Ты у меня дообезьянничаешь”, “Так, всё, никто тараканов не ловит и ворон не считает”, “Это что за клочкообразное дитя?”, “Туберкулёзную троечку ставлю”, “Не возникай!”, “Ну если ты ещё напишешь восстание с одной “С”, я восстану!”, “Теперь подняли умные головы, с дурцой”, “Кол с приколиной поставлю!

p.s.: текст представлен в оригинальном виде, все времена сохранены.

 

От автора: после того, как я прочитал данный рассказ на Дне Учителя, все учителя начали на меня особенно смотреть на уроках. «- Телицын, ты наверное сейчас за мной что-то записал? — Нет, не записывал (пауза), я запомнил». Больше в актовом зале выступить мне не пришлось, но написанное продолжение висело долгое время в классе по литературе.

Горе от ученья (Продолжение)

… Продолжая рассказ, я хочу пополнить рубрику курьёзных моментов, происходящих на уроках. Обычно учителя произносят такое один раз, потом больше не повторяются.
Например, учитель по литературе одобрил одного ученика, спящего на уроке, простой фразой: “Хватит спать на уроке, прими вертикальное положение”. Другой ученик, который вёл себя недисциплинированно, услышал от учителя литературы другую фразу: “Ты посмотри, как ты неправильно себя ведёшь!” Происходили также сценки: «— Это не для нас! — Ах, не для вас? Ермаков – два!»
Да уж, лучше не спорить с учителем, иначе можно услышать в ответ: “Ну ты, конечно, прелесть – антилитературная!”, “Прекрати играть, детсадовец!”; “— Можно помедленней? – Можно побыстрее?
На истории происходили другие курьёзы на самостоятельной работе: “Куда ты заглянул без компаса?”, “Это он ногой открыл класс? Подать его сюда!” или “Мерзопакостные записочки”.
А вот курьёзы на уроке английского языка: “Проснись, сидит уже носом клюёт”, “Твоя-моя не понима, как чучмек?”, “Ты как щенок, который хромает на четыре лапы”, “Тоска с вами залёная”, “Глагол где – киски съели?”, “Сидит тут, горем убитый насмерть”… А учитель по географии сказал однажды такую фразу: “Думать надо, а не только шашкой махать!” И то верно.
А бывают и такие фразы, например, на алгебре: “Основание куда дел, в журнал поставил?” Или: “А ну-ка сядь, у меня тут не Новогиреевский рынок!” На русском: “Двоечник на троечнике сидит, троечником погоняет”. На истории: “Сидит заяц не берёзе, пилит ёлку топором”, “Не я и хата не моя”, “Старший помощник младшего дворника”, “И пошла мысль передавать по классу”, “Лежит на печке, плюёт в потолок”, “Дунька шею вымыла, а жених не пришёл, вот и сидит с чистой шеей”… На черчении: “Что молчишь? То балаганил, а то молчит!” Снова на истории: ”Я вас крести, а вы отпусти”, “Ноль внимания, фунт презрения”, “Что вы заставляете ваши работы на ночь проверять, потом ночью кошмары снятся”, “Ясненько?”.

 

От автора: когда в двери школьной жизненной поры стучался «Последний звонок», и я понимал, что вместе с получением школьного аттестата я перестану слышать так полюбившиеся фразы учителей, я решил оформить в рассказ новые слова из своей коллекции.

Старые традиции (Продолжение рассказа “Горе от учения)”

В те самые последние деньки учёбы в этой школе, мне наконец-то почувствовалось, как здесь хорошо! Я понял, что жить без любимых учителей, а особенно без их фраз, будет трудно. На память я решил записать как можно больше фраз. Вот, что у меня получилось.

На уроке литературы

На уроке литературы

Первый ряд крылатых выражений занимают фразы нашей учительницы литературы. Дух работы на уроке раскрывают следующие ляпусы: “Андрей, ты уже восьмой раз зевнул!”, “Мы потом вернёмся к этой записи”, “Ермаков, хватит меня отвлекать!”, “Давай я это на перемене объясню, а то это не для средних”. Вот, например, обыкновенный ответ учителя: “-Что это? – Что надо!”.
А если вопрос заводить о поведении на уроке, следующие фразы говорят сами за себя: “Тебе ещё остаётся снять штаны и остаться в шортах!”, “Мы что, теряем членов коллектива?”, “Лёша взглядом показал, что всю жизнь мечтал сидеть с Колей”. Вы представляете, каково вести урок, когда всё время кто-нибудь отвлекается. Вот, например, на биологии: “Да успокойся ты, Денис, он развлекается над тобой, а ты всё принимаешь за чистую монету”, “Ну что мы сегодня тормозим?”, “Щас буду говорить гадости”, “Сейчас вы станете дяденькой – достань воробушка”, “Вы плюнули мне в душу”.
Ученики имеют свойство иногда ошибаться, когда же Дмитрий из нашего класса сказал что-то не так, учитель по биологии поправил: “И что если ты пройдёшь через несколько дверей, и у нас станет несколько Дим?”
На технических уроках мы были куда серьёзнее, но и на них происходило всякое. На математике: “Ребята впитывали материал как губки”, “Пиши двойки чётче, не будем же мы глаза ломать?”, “Оль, подойти ко мне, сейчас ты упадёшь!”, “Встань так, чтобы все видели”. На физике: “Ну нам ещё не хватает тут ваших разборок”, “Надо формулы брать для этого случая, а не хватать всё подряд”, “Ну хватит!”.
Учительница по математике иногда говорила даже рифмами: “Вы давайте не гудите, кто найдёт, тот подойдите”, “Решаем, забываем, а потом потеряем”.
Наконец-то добрались и до английского: “Тебя можно смело в Ералаш посылать”, “Ну у нас как всегда начинается самое интересное, где мел?”, “Твоя злополучная работа лежит до сих пор у меня”, “Пусть тебе будет совестно”.
На химии всегда поднималось напряжение, кого же вызовут к доске, ручка ходила по журналу вверх и вниз, как хищник, отыскивая свою жертву. И в конце концов: “А сейчас к доске пойдёт довольный и счастливый Тушонков”, А после этого: “Это когда я не помню, пишу вот это?”.
В последние дни учёбы в школе на истории происходило нечто: “Ну попользуйся, только верни”, “Кто за что должен, тот за то и отвечает”, “Ты ему дал ещё годик пожить, а этого похоронил раньше”, “Что ещё возникло у вас?”, “Вот ещё, 25-го я за вами побегу!”.